ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ УЧЕНИКОВ 9-х КЛАССОВ МБОУ "ГИМНАЗИЯ" СТАНИЦЫ КАНЕВСКОЙ. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА - УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И КУБАНОВЕДЕНИЯ ОСИПЕНКО Е.И.

АНКЕТЫ, ОПРОСНИКИ, ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1. Метод изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.
Детям и подросткам предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен 

Я жду наступление нового дня в лагере с радостью
В детском лагере у меня обычно хорошее настроение
В нашем отряде хороший вожатый.
Ко всем взрослым в нашем детском лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые занятия в детском лагере.
Я считаю, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
Когда я уеду, то буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов подростков на общее количество ответов:
У= общая сумма баллов: общее количество ответов
Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 < У < 3 или У < 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности жизнью в детском лагере.
2. Метод “Недописанный тезис”
Этот метод заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая, которые он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т. п. Например:
· Хороший детский лагерь – это..
· Если бы я был начальником детского лагеря, то непременно…
· Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то..
· Самое главное в жизни нашего отряда – это..
· В нашем детском лагере больше всего ценится…
· Больше всего меня радует (огорчает)…

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).
При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”. Сопоставление по этим трем характеристикам взглядов подростков разных отрядов дает интересную картину.
3. Методика опросника
(очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод). Дается задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо или что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни детского лагеря (отряда), больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (отряда).
Выглядит это так:                        В нашем детском лагере:
Хорошо:
Плохо:
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
6.
6.
И т. д.
И т.д.
Анализ полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
4. Метод ассоциативного текста.
Избирается одно слово, которое в наибольшей степени предельно четко обозначает изучаемый предмет или явление. Подросткам предлагается написать как можно большее количество слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом. А время при этом строго ограничивается. Призыв же написать «как можно больше слов» звучит настойчиво и убедительно. Итогом анализа становятся обобщенные характеристики ассоциаций.
5. «Игра в слова».
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:
Наш отряд – это ____________________ и ____________________ люди. Они собрались для того, чтобы ________________________ и ___________________, провести время и научиться _________________________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что _________________________ и ________________________. Наш отряд объединяет ________________________ мальчишек и ____________ девчонок, а также ____________________ вожатых, которые ________________ здесь в детском лагере «Солнечный». Наши вожатые помогают нам в ____________________ и нам вместе с ними __________________ и ________________.
6 . Анкета.
Ø Какие игры, дела помогли вашему отряду узнать друг друга, узнать свои силы?
Ø Когда вам скучно в вашем отряде, когда весело? Как ты думаешь, от кого это зависит?
Ø Кого в вашем отряде больше: отдыхающих или участников смены?
Ø Чему научили вас ваши вожатые за эти дни? За что им можно сказать спасибо?
Ø Ваш вопрос организаторам смены_________________________________
Ø Ваше мнение о смене, о лагере _________________________________
7. «Рейтинг популярности».
Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – дело прошло интересно, помогло нам решить проблемы нашего отряда; зеленый – дело помогло нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга; желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы долго обсуждали вместе. После того, как карточки розданы и получены ответы на все вопросы ребят, организовывается коллективная работа. Каждый из присутствующих располагает карточки рядом с теми делами, которые прошли за эти дни в отряде или лагере. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов.
Результат работы – анализ субъективных и объективных оценок, происходящих в лагере или в отряде,  событий.
8. Дворец, квартира, изба, шалаш.
Каждый рисует 4 рисунка в виде этих построек, все члены группы должны быть расселены в эти здания, а затем вычисляется социальный статус каждого. 
9. Лестница.
Дети рисуют лестницу, на каждой ступеньки которой размещают имя одного или нескольких членов группы. Чем ближе к вершине лестницы, тем, соответственно, выше социальный статус члена группы.
10. Облачка.
Принцип тот же, что и в тесте «лестница». Чем ближе облачка к солнцу, тем, соответственно, выше социальный статус члена группы.
11. Личный герб.
1. - имя
2. – что я люблю делать
3. – что я делаю хорошо
4. – чему я хочу научиться
5. – мой жизненный девиз
6. – мой дом
7. – моя мечта
12. Песочные часы.
1-4 – главные вещи в жизни
5 – назвать себя
6 – самый счастливый день в жизни
7 – что я люблю в жизни
8 – что я хочу исправить
9 – мой девиз
10 – чему хочу научиться
11 – какой бы хотел совершить подвиг
12 – что хочу сейчас
13 – цель жизни
13. "Кораблекрушение". 
Задается ситуация: "Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять нижеперечисленные предметы".
Задача 1. (выполняется индивидуально): проранжируйте (с № 1 по № 14) предметы по мере надобности, на ваш взгляд. Результат запишите в столбик.
Задача 2. (работа в группах): сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе.
Задача 3. Рефлексия:
- К чьему мнению в группе вы прислушивались?
- Кто (в вашей группе), на ваш взгляд, был более убедительным?
Подведение итогов. Оглашение "правильного ответа". Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:
- помогающие вас обнаружить,
- поддерживающие жизнь;
- бесполезные.
Правильнее всего расположить надо было так:
для обнаружения: зеркальце – 1;
2 - горючая смесь;
для поддержания жизни: 3 - канистра с водой;
4 - армейский сухой паек;
5 - шоколад;
6 - непрозрачный пластик (для сбора воды или защиты от солнца);
7 - рыболовная снасть; 8 - 15 метров нейлонового каната;
9 - подушка надувная;
10 - спирт (для обработки ран);
11 - репеллент;
бесполезные: 12 – радиоприемник; 13 -карта Тихого океана, 14 - противомоскитная сетка.
14. "Архитектор". 
В ходе этой игры перед ребятами ставится задача: "расположить" в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере (или кружки, объединения, мероприятия, в зависимости от того, какую информацию мы хотим получить). Принцип распределения:
на 3-м этаже - "буду ходить туда всегда" +++ ;
на 2 этаже - "скорее пойду, чем не пойду" + + -;
на 1 этаже - "скорее не пойду, чем пойду" - - + ;
в подвале - "не пойду никогда" - - - .
15. "Клавиатура". 
Группа детей "превращается" в компьютерную клавиатуру. Между ними распределяются буквы, оговариваются действия:
"печатание буквы" – хлопок в ладоши;
"пробел" - общий хлопок в ладоши;
"заглавная буква" - все встают, и т.д.
На плакате большими буквами написана строка из какого-либо произведения. Ребятам надо "напечатать" текст на своей печатной машинке.
1-й раз - вожатый указывает буквы на плакате;
2-й раз - только указывает на буквы, молча;
3-й раз - наблюдает со стороны, а дети все делают самостоятельно.
Игра продолжается до тех пор, пока весь текст от начала до конца не будет "напечатан" без ошибок. При каждой ошибке - возвращаются назад.
Этот тренинг помогает отследить микроклимат в отряде, уровень сформированности отряда, наличие неформальных лидеров, а также характер взаимодействия между ребятами в микрогруппах. Итоги оформляются в виде краткой аналитической справки.  
16. Анкета - отзыв о лагере.
Эта анкета заполняется в последний день лагеря, позволяя собрать необходимую оценочную информацию от самих участников лагеря.
Анкета - отзыв
1. Фамилия, имя: ______________________ _______________
2. Сколько дней ты провёл в лагере? ______ дней.
3. Если бы время вернулось назад, ты хотел бы попасть в лагерь ещё раз?
___ да ___ нет
4. Какому занятию ты бы посвятил больше времени?
? свободное время
? общение с друзьями
? спорт
? семинары
? клуб
? игры
? купание
? общение у костра
? просмотр фильмов
? твой вариант __________________________________________________________________
5. Выбери три самых интересных занятия.
_______________________________________________________________
6. От чего можно было бы отказаться в следующем лагере?
_________________________________________________________________
7. Чтобы ты изменил в режиме дня, если бы ты был на месте директора?
________________________________________________________________
8. Какие темы ты хотел бы обсудить в следующий раз?
_________________________________________________________________
9. Что для тебя стало важным в лагере (поставь только 5 галочек)?
- найти друга
- проявить себя
- найти нужную компанию
- твой вариант _________________________________________________________________
10. Если бы у тебя был выбор, с каким человеком ты провёл бы весь день?
- с другом
- со знаменитым артистом
- в одиночестве
- с родителями
- с любимым человеком
- с президентом
- твой вариант ________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий